«ГОВОРЯЩИЕ ФАМИЛИИ» В ТВОРЧЕСТВЕ М.А. БУЛГАКОВА
Говорящая фамилия в тексте художественного произведения часто становится прецедентным именем, за которым скрывается не какой-то человек, а тот образ, который сложился вокруг него [Красных 2003: 198].
В классической литературе говорящие фамилии находили применение для создания комического эффекта, акцентировали внимание читателя на социальной иерархии. Большинство персонажей с «говорящими фамилиями» отражали характеристику персонажа, образ которого становится широко известным. Например, «прислуживающий» Молчалин из знаменитой пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Его молчаливость и покорность предсказуемы уже по «говорящей» фамилии.
М.А. Булгаков, беллетрист и драматург, беспощадно разоблачал пороки своего времени: советскую бюрократию, беззаконие и духовный упадок. Для писателя говорящие фамилии – это литературный приём, выступающий как нетипичные ярлыки, которые метко отражали характеры героев, их судьбы, а также предопределяли их действия, усиливая гротескный и фантасмагорический эффект его произведений.
Так, повесть «Дьяволиада» имеет подзаголовок «Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя» [Соколов 1997: 202]. В повести «Роковые яйца» говорящие фамилии становятся символическими указателями на катастрофические последствия вмешательства непрофессиональных лиц в научные эксперименты. Руководитель совхоза «Красный луч» и по совместительству музыкант Александр Семенович Рокк, действующий на благо советского общества, по ошибке получает змеиные яйца вместо куриных. Его фамилия указывает на неизбежность грядущего коллапса, на неотвратимость роковых последствий.
В повести «Собачье сердце» обращение к такому литературному приему, как говорящая фамилия, достигает совершенства. «Наследственная» фамилия Шариков, которую обладатель по собственному желанию «принял» себе, ярко характеризует своего носителя: некогда смышленый пес становится грубым, необразованным и неряшливым «человеком» в результате эксперимента – воплощением пролетарского хамства и бесцеремонности. Эта фамилия звучит резко, отталкивающе, точно отражая суть этого персонажа. Его противоположностью является профессор Преображенский – воплощение интеллигентности и стремления к преобразованию, упорядоченности, хотя его «трансформация» оказывается неудачной. Даже фамилия Швондер председателя домового комитета звучит как бездушное и механическое повторение, точно передает характер персонажа – упрямого идеолога.
В создании и восприятии текста особое место отводится фамилии Шариков, выполняющей оценочную функцию. Эта фамилия стала в наши дни стала прецедентным «именем» и часто используется для характеристики малообразованного и некомпетентного человека.
Бездомный пёс по кличке Шарик (кличку дала мимо проходившая барышня) и вор Клим Чугункин по прозвищу Шариков – это яркое отражение формирования оценочного прецедентного смысла, т.е. кличка Шарик становится средством репрезентации антропонима Шариков, который обладает определенной спецификой употребления и своими особенностями функционирования. За прецедентной фамилией закрепляется знания не об элитной породе собак. В фокус внимания формирования фамилии попадает представления о собаке-дворняге.
Таким образом, говорящие фамилии в творчестве М.А. Булгакова – это не просто имена, а имена-символы, усиливающие сатирическое звучание произведений и способствующие созданию уникального булгаковского стиля. Этот прием остается, пожалуй, одним из простых, но в то же время эффективных способов работы с персонажами. Чрезмерное обращение к этому приёму может привести к навязчивости и превратить его в шаблон, поэтому не зря мастерство М.А. Булгакова заключается в сбалансированном использовании говорящих фамилий.
Литература
Булгаковская энциклопедия / Соколов Б. (сост.). М.: Локид; Миф, 1997. URL: https://bcoreanda.com/Downloader/Dictionary/Bulgakov.pdf [дата обращения: 26.02.2025]
Булгаков М.А. Собачье сердце; Дьяволиада; Мастер и Маргарита: повести. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989.
Красных В.В. «Свой среди «чужих»: миф или реальность? М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 375 с.
Автор: Пичкова Александра Вячеславовна, студент 3 курса Института образования и общественных наук Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
Научный руководитель: Щербак Антонина Семёновна, доктор филологических наук, профессор


нельзя давать имена, которые содержат цифры и другие небуквенные символы. В том числе F-16!"
то
а муж еще должен заслужить, чтобы ребенок был записан под его фамилией. Сказала, пусть радуется, что отчество по отцу дала, а то вообще могла записать по своему имени, это называется сейчас "матчество".
талантливые люди, рассказ об именах превращается... в песню и танец. Именно так поступила Виктория Касимова в своей небольшой, но увлекательной "лекции" на тему "Милые и "простые" татарские имена".
председатель Топонимической комиссии МГО РГО, кандидат филологических наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Амалия Викторовна Акопджанова, учёный секретарь Топонимической комиссии МГО РГО, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа N 2123 им. М. Эрнандеса».
иногда приводит в изумление. На сайте «Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы» внезапно появилась улица Генерала Корнилова. Большинство россиян, разумеется, сразу вспомнит генерала Лавра Корнилова.